воскресенье, 16 ноября 2014 г.

Правила разговорной речи в успешном публичном выступлении.

Рада вновь тебя приветствовать, дорогой друг! Если ты вновь сюда заглянул, значит, тебе было интересно. Надеюсь, что и эта статья для тебя окажется интересной и полезной.

Тебе приходится, хотя бы иногда, выступать у микрофона или просто перед аудиторией?

Наверное, тебе приходилось обращать внимание на одно обстоятельство: как только ты включаешь микрофон или выходишь на трибуну, твоя речь словно меняется, лишается присущих ей красок, интонаций, становится монотонной, а иногда и вычурной.

А приходилось экспериментировать?


Например, чтобы голос звучал естественнее, начать недостаточно вникать в содержание материала. Получается?
Увы! Результат оказывался довольно плачевным. Правда?
Оказывается, что речь получается не очень осмысленной, вялой.

 А может быть, нужно читать как можно увлеченней и живее? Попробуй читать темпераментно, эмоционально. Да. Иногда ты будешь получать от некоторых слушателей лестные отзывы.

Однако наиболее опытные коллеги неодобрительно покачают головой и скажут: «Волнение было не по существу; ложный пафос неприятен. И вообще, выступление трудно понять».

Почему же, когда читаешь взволнованно, убежденно, то на самом деле эмоции получаются искусственными, порожденными не содержанием передачи, а нервозностью, голосовым напряжением? Оказывается, они только мешают восприятию содержания выступления.

Итак, дорогой друг, желая приблизиться к разговорной речи, нужно уяснить ее особенности.

Что же такое разговорная речь? Чем обуславливается ее интонационное разнообразие, увлекательность, доходчивость?

Слушая хорошего оратора или человека, который что-то живо рассказывает, прежде всего, убеждаешься, что он знает то, о чем говорит.
 Речь его образна и, главное, всегда подчинена основной мысли, которой он стремится увлечь слушателя. В ней есть главные фразы и дополняющие, вспомогательные. Вспомогательные фразы произносятся легко, а главное – более значительно. Они выделяются паузами. Одна фраза всегда органически вытекает из другой. В каждой фразе – минимальное количество ударных слов.

Разговорная речь богата разнообразными темпами и ритмами. Она активна, действенна, так как диктор либо спикер всегда что-нибудь доказывает, опровергает или подтверждает. Рассказчик выявляет свое отношение к людям и событиям. К тому, о чем говорит.

От правильного ответа на вопрос: «О чем написан материал? О чем я хочу поведать?» зависит успех его исполнения у микрофона и на трибуне.
 Далее надо разобраться в логике материала: найти ударные слова.
Вопрос о логике, об определении ударных слов при чтении является одним из наиболее важных. Неправильные смысловые ударения так же, как и неверная группировка слов, затрудняют восприятие материала.

Вот пример по определению ударного слова. Перед нами стихи А.С.  Пушкина:

У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том.
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом…

Если чтец сделает ударным слово «кругом», то этим он исказит мысль. Ведь дело не в том, что кругом что-то происходит! Здесь надо показать, как кот ходит по цепи кругом.

Спикеру, особенно начинающему, необходимо как можно чаще тренироваться на подобных примерах.

При чтении ударных слов следует, однако, избегать нарочитости, вычурности. Совсем не обязательно, чтобы они произносились громче других слов. Надо лишь вкладывать в них большое смысловое содержание. Говоря о необходимости взаимосвязи между фразами, следует иметь в виду, что одна фраза должна вытекать из другой. Не следует делать между ними «мертвых» пауз (т.е. механических, нарушающих ход мыслей) и допускать, чтобы каждая фраза как бы начинала новую мысль.

Помнишь знаменитую фразу: «Чем больше актер, тем больше пауза!»?

Так вот. Это действительно так. И пауза - должна быть наполненной! 
Этому я учу на тренингах по ораторскому искусству, на индивидуальных коучингах.

Но для того, чтобы выступление заинтересовало слушателя, этого еще недостаточно.
Здесь важна еще одна особенность разговорной речи: отношение к материалу, к его содержанию.
Мы начинаем рассказывать, побуждаемые основной мыслью нашего рассказа. Т.е. нам нужно найти в своем выступлении то, что нас взволновало, заинтересовало. И уже посредством эмоций выразить свое отношение к тому, о чем говоришь.

Спикер должен передавать мысли и чувства просто и правдиво, не прибегая к готовому тону, к штампу. Подлинная эмоция, темперамент приходят от правильной оценки читаемого материала.


Дорогой друг, я тебе представила только некоторые из основных правил успешного публичного выступления.

Существует еще много, которые я раскрываю на тренингах или коучингах.

Если тебе понравился пост, поделись им с друзьями в соц сетях.
А я тебе желаю успешных публичных выступлений!

И приглашаю провести Рождественские каникулы в Подмосковье. Здесь ты можешь сочетать приятное с полезным: отдых плюс тренинг 

До новых встреч!